Музей дальней авиации
г. Полтава
официальный сайт
Музей дальней авиации
г. Полтава
официальный сайт
Українською  По русски 

Экспонаты музея

 
Museum page on Facebook Страница музея ВКонтакте



Ту-16К (По классификации НАТО - Badger (Барсук)

TU-16K (Badger )

Советский тяжелый двухмоторный реактивный многоцелевой самолет. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолет-заправщик, самолет РЭБ и проч. Серийно выпускался с 1953 по 1963 года.

Был на вооружении СССР, России и стран СНГ около 50 лет. Также был на вооружении Египта, Ирака, Индонезии. По лицензии выпускался в Китае.

Заводской номер 82040414

Налет 4127 часов

Самолет перелетел с аэродрома Прилуки (184 гв.тбап) своим ходом. Последний полет 27.09.1985 года

Бортовой номер – 25 (оригинальный)

Вооружение: нормальная бомбовая нагрузка 3 000 килограмм, максимальная – 9 000 килограмм. Бомбы калибра 5 тонн, 6 тонн, 9 тонн подвешиваются на балочный держатель МБД 6, а бомбы меньшего калибра на кассетные держатели КД 3 и КД 4. Ракетное вооружение – одна или две КСР 5, КСР 5 п, КСР 11, КС 10, БРЛС «Рубин 1 а», ПРС 1 Аргон, ОПБ 11 р, «Рица»

КБ возглавляемое А. Н. Туполевым, используя опыт, накопленный в период создания реактивных бомбардировщиков, серийного ТУ-14 и экспериментального ТУ-82, в начале 1950г. начало работы по созданию нового реактивного бомбардировщика дальней авиации со стреловидным крылом. Опытная машина получила индекс «88».

Для нового самолета в конструкторском коллективе, руководимом А. А. Микулиным, в 1947-1951 гг. построили и испытали новый крупногабаритный ТРД АМ-Э с тягой 9500 кгс. На 1951г. это был самый большой и мощный двигатель в мире. Расход воздуха нового ТРД составлял 150 кг/с. Однако при компоновке двигателя на самолете возникли трудности в связи с его большими размерами, особенно с его длиной. В результате экспериментов от первоначального размещения ТРД под крылом пришлось отказаться. Было принято решение разместить модернизированный ТРД РД-3 по бокам фюзеляжа в корневой части крыла. Чтобы предотвратить перегрев обшивки фюзеляжа от выхлопных газов, оси ТРД были повернуты на несколько градусов от оси фюзеляжа. Летные испытания бомбардировщика средней дальности, получившего название ТУ-16, были начаты в 1952г.

На майские праздники 1954г. были продемонстрированы в полете над Москвой первые девять серийных ТУ-16. В День авиации в августе 1955г. над Тушинским аэродромом прошло уже 54 самолета ТУ-16 в строю.

На базе бомбардировщика ТУ-16 было построено около 50 различных модификаций, в том числе и первый отечественный реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (на пассажирской модификации были использованы без изменений крылья, оперение, двигатели и шасси ТУ-16). После выпуска 2000 машин к 1960г. производство ТУ-16 было свернуто. Бомбардировщик ТУ-16 в различных модификациях до настоящего времени используется в боевых частях ВВС России.
Вслед за базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и ракетоносец Ту-16КС. Последний предназначался для нанесения ударов по объектам без входа в зону действия средств объектовой системы ПВО противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты КС-1. Радиус действия Ту-16КС составлял 1800 км, дальность пуска ракет - 90 км.

Однако такой боевой радиус не позволял решать большой круг задач и был явно недостаточен. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки топливом в воздухе. В 1955 году на испытания вышли опытные экземпляры самолета-заправщика и заправляемого самолета. После принятия на вооружение этой системы в заправщики (получили обозначение Ту-16З) переоснащались серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный бак легко снимались, летающие танкеры быстро могли быть переделаны в бомбардировщики.

В 1955 году на испытания поступил разведчик Ту-16Р. После их успешного завершения этот самолет строился серийно в двух вариантах ў для дневной и ночной разведки. В том же году конструкторы приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10С и систему наведения на базе бортовой РЛС для поражения авианосных ударных соединений. Этот комплекс поступил на вооружение в октябре 1961 года.

С 1959 года на Ту-16 начали отрабатывать новую РЛС, значительно расширявшую боевые возможности самолета. Одновременно в ОКБ А. Микояна и А. Березняка велись работы по созданию новых крылатых ракет класса Ивоздух-поверхностьК. В результате появился воздушный ударный комплекс К-11-16, принятый на вооружение в 1962 году. Самолеты Ту-16К-11-16 (также применялось обозначение Ту-16КСР с добавлением цифры 2, 5 или 11 в зависимости от типа ракеты) переоборудовались из ранее выпущенных машин и могли нести по две ракеты типа КСР-2 или КСР-11 на крыльевых балочных держателях.

Эти КР имели дальность пуска 230 км, комбинированную систему наведения и могли оснащаться ядерной или обычной головной частью. В том же году началась разработка нового комплекса - К-26 с крылатой ракетой КСР-5, имевшей дальность полета до 400 км. Со второй половины 60-х годов он стал поступать для оснащения самолетов-ракетоносцев. Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты радиоэлектронной борьбы, также называемые постановщиками помех.

По своим характеристикам и компоновке детище туполевцев оказалось на столько удачным, что позволило без особых проблем создать на его основе первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.

Поставлялся Ту-16 и в ряд зарубежных стран. Летом 1961 года 25 машин в варианте носителя ракет КС-1 были поставлены в Индонезию. К началу Ишестидневной войныК Египет имел в боевом составе своих ВВС около 20 самолетов этого типа, но из-за ошибок военного руководства страны уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египтяне приобрели партию Ту-16К-11-16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по израильским РЛС и другим объектам, причем была потеряна всего одна машина. Восемь бомбардировщиков Ту-16 в составе иракских ВВС участвовали в войне с Ираном.

С 1958 года начались поставки самолета в Китай. Однако после осложнения отношений с Советским Союзом китайцы организовали производство Ту-16 на своих авиазаводах. На то время он был единственным стратегическим средством нанесения ядерного удара в вооруженных силах КНР и с 1968 по 1987 год китайцы построили 120 таких самолетов под обозначением ИХун-6К (H-6D). Последние варианты были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе бортовую ЭВМ и новую обзорную РЛС.

Экипаж: 6-7 человек (в зависимости от модификации).

Размах крыла: 33 м;

Длина: 34,8 м;

Высота: 10,4 м;

Площадь крыла: 164,65 м2;

Масса пустого самолета: 37200 кг;

Максимальная взлетная масса: 79000 кг;

Масса топлива: 36000 кг;

Силовая установка: 2× ТРД РД-3М або РД-3М-500

Максимальная скорость: 1050 км/ч;

Практическая дальность полету без дозаправки: 5925 км;

Практический потолок: 12800 м;

Нагрузка на крыло (при нормальной взлетной массе): 460 кг/м2;

Длина разбега: 900 м

Боевая нагрузка (максимальная): 12410 кг

Ту-16К

Используется модель с сайта http://www.3d-models.com.ua/

 
© 2013-2017 IT-студия KWit-service
© 2013-2017 Музей дальней авиации